"Прерогатива художника и живописца заключается в искусстве видения: многовидения, провидения, т. е. видения насквозь и предвидения. Одна из миссий живописи состоит в том, чтобы не только смотреть на живой мир, но и уметь его действительно видеть."
Поколение московских художников, к которому принадлежит Георгий Александрович Леман, уже вписало в развитие российского классического искусства свои замечательные страницы. Именно с их творчеством связывается понятие современной «московской школы живописи», сыгравшей свою роль в искусстве последних десятилетий ХХ столетия и начала ХХI-го.
К этой плеяде мастеров относятся художники, получившие профессиональное образование примерно в одно и то же время: одни – двумя-тремя годами раньше, другие – позже. Но творчество каждого из них, при ярко выраженной индивидуальности художественного стиля и приемов в работе, несет в себе некие общие мировоззренческие черты, отражающие эстетику целого поколения.
Среди мастеров этого ряда искусствоведы всегда назовут на первый взгляд разных художников: Вячеслава Забелина, Никиту Федосова, Игоря Орлова, Владимира Щербакова, Германа Незнайкина, Вячеслава Стекольщикова, Алексея Суховецкого, Владимира Телина и многих других.
В их числе и Георгий Леман . На протяжении долгих лет они тесно общаются друг с другом и дружба эта благоприятно сказывается на творчестве. Организация совместных выставок, дружеская соревновательность по-своему стимулировало их самостоятельность в искусстве, стремление сохранить и развить свою индивидуальность.
Большую роль в этом сыграло уважительное отношение к профессиональной школе, к традициям русской живописи. Эти черты воспитаны в Георгии Александровиче Лемане еще в студенческие годы. Он высоко ценит в художнике качественное образование, понимание сути живописного ремесла, способность донести до зрителя авторское переживание темы или мотива.
Учился Г.А. Леман у выдающегося живописца и педагога ХХ столетия Бориса Иогансона в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова. У мастера такого масштаба было чему научиться: он бережно относился к дарованию учеников, был далек от ханжеского отношения к мировой художественной практике, сам до конца жизни не утратил своего увлечения импрессионистами. Иогансон формировал в своих учениках цельность живописного мировосприятия и, вместе с тем, умение прочувствовать колористическое богатство и разнообразие внешнего мира.
Школа учителя до сих пор ощутима в работах Г.А. Лемана: в светоносности его палитры, в умении видеть тот или иной мотив масштабно, обобщенно, что придает его произведениям монументальные качества. Эти черты делают произведения Георгия Александровича узнаваемыми в экспозициях самых различных выставок: в них есть мировоззренческая цельность, раскованность широкого письма, техничность, и пронзительное чувство любви к наследию русской культуры.
Учеба, а затем работа в институте бок о бок с крупнейшими мастерами эпохи, связали его творчество с художественными тенденциями своего времени, сформировали взыскательное отношение не только к изобразительной стороне произведений, но и к смысловой части того или иного пейзажа.
Большую роль в осознании будущего пути в живописи сыграли поездки в Липицы, Переславль-Залесский, Крым, Керчь, Одессу. Впитывая новые впечатления, закреплявшиеся в живом этюдном материале, Леман окончательно выработал наиболее близкий ему метод работы над произведением, связанный с приемами этюдного экспромта.
После окончания института начались регулярные поездки летом и зимой в Ростов Великий и Борисоглеб. Эти города во все времена привлекали художников. Здесь работали не только выдающиеся мастера прошлого К.Ф. Юон, П.И. Петровичев, Н.К. Рерих и другие, но и многие известные авторы конца ХХ столетия.
Основным партнером в этих путешествиях был Вячеслав Николаевич Забелин. Вместе они ездили в Ростов и Борисоглеб без малого 25 лет. Почти всегда с ними на этюды отправлялись кто-то из друзей: Владимир Щербаков, Геннадий Пасько, Герман Незнайкин, Виталий Орловский, Василий Дранишников и другие. Летом с Забелиным приезжали его студенты. Вокруг приездов московских художников сложилась исключительно творческая атмосфера: общение с художниками фабрики «Ростовская финифть», с сотрудниками Ростовского музея-заповедника, с местной интеллигенцией благоприятно влияло на творчество. Древнерусская архитектура захватила Г.А. Лемана всецело. Этюды писались в разных уголках Ростова - в Кремле, в старом парке, в аллеях старых тополей. В.Н. Забелин нашел себя в великолепных церковных интерьерах, а Г.А. Леман любил писать на озере Неро.
Возвращаясь в Москву, везли связки холстов и этюдов. Поездки с друзьями на этюды в Суздаль и другие города Золотого кольца России стали регулярными. Одновременно он активно участвует во множестве московских, республиканских, всесоюзных и всероссийских выставок. В экспозициях – лучшее, что создавалось по материалам поездок.
Тема историко-культурного наследия в творчестве Г.А. Лемана занимает основное место, она складывалась постепенно и последовательно, продвигая художника все дальше к глубоким смыслам вневременных ценностей. В своей приверженности теме памятников историко-культурного наследия, художник далеко не одинок.
Более того, начиная с шестидесятых годов, эта тема постепенно приобрела особую популярность в среде российской интеллигенции. Страна впервые приступила к осуществлению широкой программы по сохранению культурного наследия: создавалось туристическое Золотое кольцо России, формировалось Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Все это влекло за собой реставрацию храмов, монастырей, сохранившихся кремлей в старинных русских городах.
Интерес к этой теме был огромен, особенно в среде научной и творческой интеллигенции. Многие в те годы приобщились к собирательству древностей, в первую очередь, иконописи. Обращение художников к теме культурного достояния страны было почти массовым, что послужило поводом к утверждению искусствоведов о некой внутренней эмиграции художников и писателей, не желающей работать над конъюнктурной производственной тематикой. «Уход» в культурно-исторический пласт действительно носил сугубо мировоззренческий характер.
В то же время, эта тематика вызывала искренний интерес у самих творцов и имела большой круг сочувствующих зрителей, переживающих за судьбу памятников. В этих пейзажах Г.А. Лемана много лирики. Средствами изобразительного искусства автор замечательно передает свое восхищение древними Ростовом, Суздалем, Борисоглебском, подчеркивает величие и богатство культурного наследия веков, создает некое напоминание обществу о глубоких и величественных культурных корнях. Его работы отличаются большим мастерством, снайперской точностью мазка, цветового тона, композиционного построения, общим монументальным строем полотен. При этом его работы сохраняют эффект импровизированного этюда.
Светоносные, словно пронизанные неким внеземным светом, полотна Г.А. Лемана создают некую живую связь с эпохой «седой старины», наполняют сердца зрителей радостью и величием. В каждой его композиции – спокойный, размеренный рассказ о камерных и уютных провинциальных городках, хранящих память о древней истории и вековой уклад жизни. Их очарование, былое величие художник передает без патетики, чаще всего с лирическими интонациями и эмоциональным подтекстом. Георгий Александрович Леман в своих работах заново и по-своему открывают красоту и очарование бесценных памятников древнего зодчества. Через призму поэзии рассматривает он эту тему, справедливо считая, что нравственное здоровье общества неразрывно связано с бережным отношением к наследию веков.
Есть у Г.А. Лемана и другие любимые им уголки средней полосы России.
Это окрестности Тарусы и Дом творчества «Академическая дача» им. И.Е. Репина, куда он ездит ежегодно, и где написано немало замечательных пейзажей. Очарование природы, благоприятные условия для работы на пленэре, всегда интересное профессиональное общение, царящие на «Академической даче» неизменно располагают к плодотворному творчеству.
Во время поездки по Русскому Северу Г.А. Леман с огромным воодушевлением писал удивительные по красоте деревенские пейзажи и северные ландшафты. Впечатления от этих работ замечательно выражены в словах на его сайте: - «Эта красота величественна и преисполнена высокой поэзии. В ней слышна тихая мелодия русского романса, звуки которого навевают легкую грусть и в то же время заполняют душу светлой радостью».
Биографию Г.А. Лемана можно воспринимать, как путь художника, которому во всем сопутствует попутный ветер судьбы.
Леман родился в Москве в 1937 году, недалеко от Рогожской заставы. История семьи художника тесно переплетена с историей страны.
Отец происходил из знаменитого купеческого рода Абрикосовых, а мать Елизавета Николаевна - из рода Мартьяновых.
Прадед Егор Петрович Мартьянов оставил после себя воспоминания и родословную Мартьяновых с 1650 года.
Дед Николай Егорович Мартьянов был известным архитектором, строивший наряду с гражданскими объектами и старообрядческие храмы в Москве и за её пределами. Бабушка Анна Александровна Мартьянова происходила из купеческого рода Птицыных, дом которых до сих пор стоит на Таганской площади в Москве.
Георгий Адольфович Леман, дед Георгия Александровича, был известным издателем, дружил со многими выдающимися людьми своего времени: писателями, философами, художниками, общественными деятелями. Его жизнь была сломана тремя арестами, он был освобожден и реабилитирован уже после смерти Сталина. В 2010 году в альманахе «Русский архив» были опубликованы его воспоминания, хранящиеся в Государственной библиотеке.
В биографии Г.А. Лемана есть и школьный изокружок, и четыре года флотской службы в Кронштадте, и лишь после этого – учеба в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, в мастерской Б.В. Иогансона, руководившего в те годы Союзом художников СССР, позднее – президента Академии художеств СССР. С 1966 года Г.А. Леман руководил производственной мастерской в институте имени В. И. Сурикова, с 1983 года – возглавлял Комбинат живописного искусства Московского Союза художников, затем - работал директором Художественного фонда России, далее – секретарем Союза художников России.
И все это время он вел и ведет неустанную творческую работу, много пишет, постоянно участвует в выставках самого различного уровня: от групповых, до всероссийских. В последнее десятилетие в Москве прошли две его обширные персональные экспозиции: в 2006 году в выставочном зале Московского Союза художников (Кузнецкий мост, 20) и в 2012-м в выставочном зале Союза художников России (Покровка, 37).
Георгий Александрович Леман помимо художественного таланта обладает драгоценным даром видеть красоту мира и сопереживать этому, дар тонко чувствовать природу, ценить дружбу и уважать людей. С каждой новой работой в его творчестве все сильнее и пронзительнее звучит тема любви к уникальному и богатому культурному наследию России, к ее колоритной истории.
На сайте Георгия Лемана размещены слова Николая Рериха: "Свет искусства окажет влияние на многочисленные сердца, озарит их новою любовью. Сначала это чувство будет неосознанным, но затем оно очистит человеческое сознание".
Татьяна Бойцова
Заслуженный деятель искусств РФ
Искусствовед