"Природу копировать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей"..
Прекрасные крымские пейзажи во все времена привлекали внимание живописцев. Бесконечное небо, величественные скалы, серебристые морские волны словно были созданы для того, чтобы художники оживляли их на своих полотнах
Самые известные картины, посвященные Крыму, относятся к 19-20 векам. Тогда в своем творчестве красоту и самобытный характер этого уголка России воспела целая плеяда великих мастеров. Главным из них, безусловно, стал И.К. Айвазовский, жизнь которого неразрывно была связана с Феодосией.
Центральное место в творчестве художника занимает крымское море. На картинах известного художника И.К. Айвазовского оно то умиротворенное и спокойное («Вечер в Крыму. Ялта», «Восход солнца в Феодосии», «Гурзуф», «Закат солнца у крымских берегов»), то мятежное и грозное («Море. Коктебель», «Старая Феодосия», «Девятый вал», «Буря на море ночью», «Спасающиеся от кораблекрушения», «Буря у мыса Айя»). Более половины полотен посвящено бушующей стихии и почти всегда – стойкому, борющемуся с ней человеку.
На созданных в Крыму картинах А.И. Куинджи воздух обретает «цветность»: настолько живописны творения мастера. Особенно полюбился художнику мыс Кекенеиз, Узун-Таш – здесь написаны его основные работы. В них форма и цвет гармонично взаимосвязаны и неотделимы от линий и красок, что открывает совершенно новый взгляд на крымские пейзажи. «Берег моря. Крым», «Кипарисы на берегу моря. Крым», «Лодка в море. Крым», «Дали. Крым» - на всех полотнах край предстает свежим, легким, воздушным, чарующим.
Совершенно особенным предстает Крым на картинах Георгия Лемана. Романтическое и безмятежное состояние природы, воздушные и нежные краски, светлое и лиричное настроение – полотна художника полны гармонии, они дышат тишиной и покоем. Это легкий, почти невесомый Крым, который пронизан мягким светом и как будто парит между небом и морем.
Подернутое дымкой небо, горы и скалы, лазурное море, зеленеющие деревья – день выдался солнечным и ясным. Гурзуф постепенно оживает: жителей нигде не видно, но по глади моря уже мчится легкий и проворный катер.
Художник смог передать ощущение присутствия. Запах моря и ласковый бриз, тепло солнечных лучей становятся реальными, словно зритель находится на берегу и в любую минуту может ступить в неспешные волны.
Пейзаж гармоничен и самодостаточен. Он лишен острых углов, режущих глаз линий или кричащих цветов. Море, горы и небо перетекают друг в друга, составляя единое целое и полностью захватывая внимание зрителя. Любоваться полотном можно долго: оно успокаивает и навевает мысли о безмятежном отдыхе, летних безоблачных днях и живописных уголках природы. Мягкие голубые, розовые и зеленые оттенки создают атмосферу покоя и умиротворения.
Несколько раз на полуостров приезжал И.И. Левитан. Итогом этих поездок стала серия этюдов, которая в свойственном художнику стиле передает своеобразие неповторимых местных пейзажей. В Крым И.И. Левитан буквально влюбился, не уставая гулять по улочкам Ялты, забираться в горы и писать, писать, писать. Так родились его известные картины «В крымских горах», «Крымский пейзаж», «У берега моря. Крым», «Улица в Ялте» и другие.
Яркостью красок и праздничностью покорил Крым и другого знаменитого живописца – К.А. Коровина. В Гурзуфе в начале 20 века была построена его дача-мастерская, ставшая впоследствии Домом творчества. Вдохновленный, художник переносил на полотна окружающее великолепие природы: потоки воздуха и света, цветущую зелень, залитые солнцем горы. Сочные краски, легкие и точные мазки запечатлели Крым на таких картинах, как «Крым. Гурзуф», «Ялта ночью», «Пристань в Гурзуфе», «Балкон в Крыму».
Свои работы Крыму посвящали и другие русские художники: К.Ф. Богаевский, М.А. Волошин, Ф.А. Васильев, А.В. Куприн, М.П. Латри, В.В. Верещагин, А.М. Васнецов. Каждый из них находил в местных пейзажах неповторимую красоту, которой хочется восхищаться и любоваться вновь и вновь.
В 1991 году художником была написана еще одна картина, посвященная Крыму, - «Ненастный день в Гурзуфе». Она полностью выполнена в серо-голубых и синих тонах и производит легкое, воздушное впечатление.
Во время непогоды Гурзуф особенно красив и величественен. Темнеющее, нависающее над волнами небо и непокорное, бушующее море у линии горизонта становятся практически неразделимы. Композиционным центром картины является грозная гора: неподвижная и неподвластная буре.
Ничто не отвлекает внимания зрителя от лаконичного и строгого пейзажа. Он лишен изображения предметов, человеческих фигур и животных. Остаются лишь вечные небо, море и горы, прекрасные в разгуле природной стихии.