Константин Юон

"Прерогатива художника и живописца заключается в искусстве видения: многовидения, провидения, т. е. видения насквозь и предвидения. Одна из миссий живописи состоит в том, чтобы не только смотреть на живой мир, но и уметь его действительно видеть."

Русский Север в творчестве известных художников

Конец 19 века был ознаменован всплеском интереса русских художников к Северу России – краю с удивительными пейзажами и архитектурой. Его природа, величественная и суровая, покоряет бескрайними лесами и бесчисленными озерами, морскими просторами и каменистой тундрой. Самобытную часть местной культуры составляет деревянное народное зодчество, бесценные памятники которого сохранились и до наших дней. На фоне живописных пейзажей они выглядят особенно гармонично и естественно.

Русский Север становился источником вдохновения для многих художников, среди которых: К.А. Коровин, В.В. Верещагин, В.А. Серов, П.П. Кончаловский, С.А. Виноградов, С.Г. Писахов. Из своих путешествий они привозили не только редкие по красоте и поэтичности картины, но и живые, интересные воспоминания.

Одним из первых побывал на Русском Севере К.А. Коровин. Восхищенный гармоничным сочетанием местной архитектуры и природы, «незлобивостью» диких животных и незнакомой прежде атмосферой, он пишет такие картины, как «Архангельский порт на Двине», «Пристань в Архангельске», «Архангельск». Неброская красота края дала возможность таланту художника проявиться во всей его полноте и оригинальности. По признанию самого живописца, нигде не встретишь такого разнообразия оттенков, как на кажущемся монохромным Севере.

Картина художника Константина Коровина Архангельский порт на Двине
Константин Коровин "Архангельский порт на Двине" 1894

В Архангельск вместе с К.А. Коровиным отправился В.А. Серов, которого город также не оставил равнодушным. Считается, что «серебристая» и «серая» гамма, присущая стилю художника, берет начало именно в этой его поездке. Но на картине «Рыболовецкие суда в Архангельске» еще преобладают теплые цвета, которые создают ощущение летнего солнца и согретого им песка. «Речная» тема неоднократно найдет отражение и в творчестве других мастеров, побывавших на Русском Севере.

В конце XIX века путешествие по Северной Двине совершил В.В. Верещагин. В результате им были созданы многочисленные этюды и рисунки, отражающие спокойную и величественную красоту края. Из них наиболее известен пейзаж «Северная Двина», который передает атмосферу простора и покоя. Этюду присущ мягкий колорит, гармоничное и тонкое сочетание цветов, в целом непривычные для прежних работ живописца.

Нередко приезжал в Архангельск С.А. Виноградов. Здесь он создал произведения, запечатлевшие виды речного порта и живописных местных деревень.

Творчество современного художника Г.А. Лемана также неразрывно связано с Русским Севером. В центре внимания мастера – живописные места вблизи небольшого города Каргополя в Архангельской области. В работах Г.А. Лемана Север открывается с новой стороны: трогательная и беззащитная красота русской природы, сел и деревень приобретает лиричные и светлые ноты.

Поездка художника в эти места стала своего рода определяющей для его последующего творчества, во многом благодаря обретенным здесь новым образам и сюжетам. Несколько изменился и живописно-пластический почерк мастера, индивидуальные черты которого прочитываются в изображении сельских и природных пейзажей. Глядя на них, невозможно не проникнуться простой и поэтичной красотой Русского Севера.



Картина художника Георгия Лемана На Каргополье
Георгий Леман "На Каргополье" 1982
картина маслом на холсте; размер: 55*73
Собрание галереи АртПрима


Под впечатлением от путешествия на Русский Север в 1982 году Г.А. Леман пишет серию полотен, посвященных окрестностям Каргополя.
Одним из них стала картина «На Каргополье», на которой изображена северная деревня в солнечный день.

Пейзаж удивительно светел и выразителен: ясное и безоблачное небо, яркие цветущие травы делают его воздушным и легким. Даже крепкие деревянные дома, которым отведено центральное место на полотне, не производят впечатления массивности и тяжеловесности.
Художник использует бело-голубые, желтовато-зеленые и теплые коричневые тона, пишет легкими и точными мазками. В результате зритель видит простой, будничный и вместе с тем прекрасный северный пейзаж.










На главную    Пейзажи Академички    Биография художника    Каталог картин

Перейти к началу страницы