Самый смысл искусства живописи заключен уже в чудесном слове, его определяющем, — «живопись», т. е. живое письмо, или письмо о живом
Рисунок лежит в основе всех изобразительных искусств. Его решающее влияние на истолкование форм внешнего мира и его теснейшая связь с творческой частью искусства доказаны всем опытом последнего.
Культура рисунка подразумевает постоянные заботы художника о полноценной выразительности создаваемого образа. Она является одновременно изначальным, конечным и сопровождающим весь процесс художественной работы обязательством.
Культура рисунка направлена на воспитание привычек к методической работе над формой. Она устанавливает логическую последовательность работы над формой, вырабатывает методику контрольных моментов, способствующих быстрейшему и безошибочному приближению к цели.
Элементами рисунка являются линия и светотень. Рисуя фигуру, художник ищет ее контурный абрис, органически связанный с объемными ее формами.
Все выработанные навыки работы над формой автоматически переходят в живописную технику. В ней кисть заменяет карандаш или уголь; светотень обогащается добавочным цветом. Заботы же о лепке формы, о выразительности рисунка остаются основными и неизменными и в живописи.
Мастерство есть не что иное, как овладение формой в ее наиболее выразительном качестве. Рисунок есть средство, определяющее смысл, характер и пластическое содержание формы. Рисунок в картине руководит вниманием зрителя, направляя его на смысловую и идейную части картины. Рисунок в живописи можно уподобить ведущей мелодии в музыке, все остальное аккомпанирует ему.