"Прерогатива художника и живописца заключается в искусстве видения: многовидения, провидения, т. е. видения насквозь и предвидения. Одна из миссий живописи состоит в том, чтобы не только смотреть на живой мир, но и уметь его действительно видеть."
Там, где речка Таруса впадает в Оку, стоит небольшой древний город Таруса. Именно с ним связаны имена десятков русских художников, которые нашли здесь вдохновение и перенесли его на свои полотна.
В конце XIX века красота Тарусы, полная гармонии и неспешного движения, привлекла внимание русских художников. В 1890 году на противоположном берегу Оки во временно сооруженном домике поселился с семьей В.Д. Поленов, который буквально влюбился в эти места и грезил о постройке собственной усадьбы. Спустя два года художник не только воплотил мечту в жизнь, но и открыл первый художественный музей в деревне для широкого круга посетителей.
Любовью к местным пейзажам дышит написанная им картина «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы» (1893), которая считается одним из лучших произведений в его творчестве. Еще три этюда («Игнатовская гора», «Вечерняя Ока», «Вечерний этюд»), посвященные Тарусе, находятся в городской картинной галерее.
Вслед за В.Д. Поленовым в Тарусу стали приезжать его друзья и ученики: С.В. Иванов, В.Н. Бакшеев, К.А. Коровин, И.И. Левитан и другие. Спустя 12 лет, облюбовал Тарусу и В.А. Ватагин. В 1914 году в городе уже был оборудован его дом-мастерская, где он прожил долгие годы.
По сложившемуся мнению, именно благодаря В.Д. Поленову и В.А. Ватагину Таруса стала называться «русским Барбизоном», привлекающим многих представителей интеллигенции и деятелей культуры.
С Тарусой связан последний период творчества Н.П. Крымова, который приезжал сюда летом отдыхать и работать. Впервые он оказался в Тарусе в 1928 году по приглашению своего друга В.А. Ватагина и как и многие до него, влюбился в живописность и скромную красоту этих мест.
Им художник посвятил многие свои картины: «Таруса» (1931), «Поленово. Река Ока» (1934), «Вечер» (1935), «Жаркий день» (1948), «Таруса. Сарай» (1954) и другие.
Оказавшись в Тарусе один раз, невозможно не вернуться сюда вновь: настолько живописны, самобытны, одухотворены местные пейзажи.
Здесь черпали вдохновение В.Э. Борисов-Мусатов, К.Ф. Богаевский, Н. А. Сахаров, Н.Б. Терпсихоров, В. В. Журавлев, Н. В. Крандиевская, Н. М. Ромадин и многие другие художники.
И сегодня Таруса остается городом художников. Кажется, здесь нет и не может быть места, не связанного с творчеством того или иного живописца.
В 1963 году силами энтузиастов была основана Тарусская картинная галерея, фонд которой пополнялся за счет личных коллекций жителей города и других музеев. В ее залах можно полюбоваться на Тарусу – такую, какой ее видели и видят русские художники.
С 1995 года Таруса стала творческой мастерской и для художника Георгия Лемана.
Живописные виды Тарусы и ее окрестностей, вдохновили мастера пейзажной живописи на создание множества этюдов и картин.
Как и веком раньше, кисть снова оживляет на холсте бескрайние окские луга, высокое небо и залитые светом улочки уютного провинциального городка.