Константин Юон

"Прерогатива художника и живописца заключается в искусстве видения: многовидения, провидения, т. е. видения насквозь и предвидения. Одна из миссий живописи состоит в том, чтобы не только смотреть на живой мир, но и уметь его действительно видеть."

Ростов Великий в творчестве художника

В Ярославской области на берегу озера Неро находится один из старейших российских городов – Ростов Великий, город с более чем тысячелетней историей.

Он неслучайно считается жемчужиной Золотого кольца: это уникальное культурное пространство с редкими памятниками архитектуры и особой творческой атмосферой, которые оставляют в душе неизгладимый след.

С Ростовом связан продолжительный и плодотворный период творчества Г.А. Лемана. Впервые художник побывал здесь еще студентом и был навсегда покорен очарованием древнего города: старинными торговыми рядами, чудным колокольным звоном, таинственной красотой озера Неро, своеобразным и поэтичным местным говором.

Уже после окончания учебы в МГХИ им. В. И. Сурикова Георгий Александрович на протяжении 25 лет, с 1969 по 1994 годы, неоднократно возвращался в эти места. Приезжал он и летом, и зимой вместе с друзьями, тоже известными художниками.

Основным его спутником в поездках стал профессор Суриковского института, Заслуженный художник РСФСР В.Н. Забелин. Он, как и сам Георгий Александрович, восхищенно любил Ростов и видел в прекрасном русском городе неиссякаемый источник вдохновения и творческих сил. В летние месяцы вместе с В.Н. Забелиным приезжали в Ростов на этюды и его студенты.

Искреннее восхищение ростовскими пейзажами и архитектурой привели к тому, что постепенно у живописцев завязались крепкие дружеские отношения с сотрудниками музея-заповедника, местными мастерами с фабрики финифти и другими представителями интеллигенции.

Сложившаяся теплая атмосфера благоприятно влияла на рабочее настроение, заряжала энергией новых творческих поисков. Но если В.Н. Забелин в большей степени посвятил себя церковным интерьерам, то Г.А. Леману полюбились живописные окрестности озера Неро и уютные виды древнего города: Старый парк и улочки с низкими домами, купола ростовских церквей.

Многие картины создавались именно под влиянием памятников местного зодчества: «Будни старого города» (1975), «Ростов» (1983), «Ростовский Кремль. Зима» (1991) и другие.

*  *  *

Ростов занимает в творчестве Г.А. Лемана особенное место. Он стал для художника городом личной памяти, где общее историческое прошлое соединяется с индивидуальными воспоминаниями о друзьях, молодости, интересных встречах и рожденных полотнах. Однажды побывав в Ростове, Георгий Александрович возвращался сюда снова и снова, и каждая картина мастера дышит удивительным очарованием этого древнерусского города.



Зимний Ростов
Леман Георгий "Зимний Ростов" 1991 год.
Картина маслом на картоне

В одну из своих поездок в Ростов в 1991 году Г.А. Леман пишет картину «Зимний Ростов», смысловым и композиционным центром которой стали полюбившиеся художнику купола соборов Кремля. Картина создана с характерной для мастера непринужденностью и производит удивительно гармоничное впечатление.

Несмотря на зимнее время года, пейзаж окутан атмосферой тепла и света. Покрытые снегом деревья, дорожки и купола выполнены в приятных глазу коричневых, медово-желтых и серебристо-серых тонах, за счет чего создается ощущение душевного покоя и умиротворения. На картине получает воплощение один из главных мотивов творчества художника – состояние затишья, не омраченное мелочной суетой повседневности.








На главную    Биография художника    Каталог картин

Перейти к началу страницы