"Живопись - это сама жизнь. В ней природа предстает перед душой без посредников, без покровов, без условностей."
Георгий Александрович Леман родился в 1937 году в интеллигентной московской семье.
Его отец Александр Георгиевич, потомок кондитерской династии купцов Абрикосовых, работал инженером в области электротехники.
Мать, Елизавета Николаевна, была дочерью известного архитектора
Николая Егоровича Мартьянова, которому принадлежат проекты промышленных зданий и храмов, построенных в дореволюционное время.
Историю семьи Леманы чтили всегда и по праву гордились ею.
Дед художника по отцовской линии Георгий Адольфович Леман, известный издатель, был лично знаком с философом В.В. Розановым и многими другими выдающими деятелями своего времени.
Он стал автором обширных воспоминаний, в которых поведал об атмосфере современной ему эпохи, знаковых встречах и творческих замыслах.
Это был, без сомнения, незаурядный человек, но его личность в советские годы осталась неоцененной: неоднократные аресты, 10 лет в трудовых исправительных лагерях и запоздалая реабилитация уже после смерти И.В. Сталина наложили отпечаток на всю его жизнь.
Тяжело сложилась судьба и Николая Егоровича, деда художника по материнской линии. Он происходил из древнего рода Мартьяновых, ведущего свою историю с 1650 года.
Николай Егорович был востребованным архитектором, в 35 лет уже имел собственную практику и проектировал жилые дома, заводские корпуса и старообрядческие храмы, среди которых: Покровский кафедральный собор в Санкт-Петербурге и храм Тихвинской Иконы Божией Матери в Москве. Но в годы советской власти Н.Е. Мартьянов был репрессирован и скончался в исправительно-трудовом лагере в 1943 году.
В это же время семья Леманов вместе с маленьким Георгием вернулась в столицу из эвакуации. Первые детские воспоминания художника относятся именно к этому тяжелому периоду, когда за отъездом из родного города последовала скудная жизнь в бараке, болезнь и смерть бабушки, страх бомбежек.
Возвращение в Москву, а затем и окончание войны ознаменовали начало нового этапа в жизни. В 1948 году, в школу №465, что на Большом Факельном переулке, пришел преподаватель по рисованию, Иван Игнатьевич Петрик.
«Учитель рисования от Бога» – так говорили о нём ученики. Иван Игнатьевич ушел на фронт с четвертого курса Ленинградской Академии Художеств и прошёл войну стрелком-радистом 7-го гвардейского штурмового авиационного полка. Встреча с этим неординарным человеком во многом определила дальнейшую судьбу Георгия Александровича.
Стремление стать художником укрепилось во время службы в Кронштадте, когда Георгий Александрович совмещал воинские обязанности с оформительской работой.
За четыре года на флоте им было создано немало портретов сослуживцев, зарисовок и этюдов, что помогло подготовиться к вступительным экзаменам в институт.
Свою роль сыграл и характер: врожденная наблюдательность, взыскательное отношение к творчеству, внимание к каждому сюжетному элементу композиции.
Возможно, начиная именно с этого периода можно говорить о начале становления не просто художника, но Мастера, работам которого в равной степени свойственны техничность и одухотворенность, точность и раскованность письма, лиричность и мировоззренческая цельность.
В 1960 году Г.А. Леман поступил в МГХИ им. В. И. Сурикова, где учился у одного из выдающихся педагогов и художников своего времени - Б.В. Иогансона. Ученикам Борис Владимирович стремился передать не столько мастерство, сколько проникновенное отношение к живописи как к умению «чувствовать пульс жизни». Эта мысль найдет воплощение и в пейзажах Г.А. Лемана, каждый из которых наполнен искренней любовью к русской природе и культуре.
Во время обучения в институте и после его окончания Георгий Александрович много путешествовал по стране, бывал в Липицах, Переславль-Залесском, Крыму, Керчи, Одессе, Борисоглебе.
Но главными, определяющими для творчества стали поездки художника в Ростов Великий: скромность и красота памятников древнерусского зодчества, поэтичность и живописность местной природы на долгие годы стали одним из центральных мотивов работ Г.А. Лемана.
В Ростов он приезжал и зимой, и летом, практически всегда с коллегами и друзьями, но главным его товарищем в этих путешествиях на протяжении почти 25 лет оставался Вячеслав Николаевич Забелин. Художников связывала не только дружба, но и одинаково трепетное отношение к городу, который они оба навсегда полюбили.
Для своих путешествий Г.А. Леман неизменно выбирал самобытные, живописные, поэтичные уголки России. Особенно ему полюбился Русский Север: Ошевенск, Лядины, Няндома, Лёкшмозеро, Тихмоньки и, конечно, Каргополь, где художник побывал в 1982 году.
Даже после того, как год спустя Георгий Александрович возглавил Комбинат Живописного искусства Московского Союза Художников, он не мог отказаться от путешествий. Каждая поездка становилась источником новых сюжетов, открывала в художнике те грани мастерства, которые прежде оставались в тени.
Так, по словам супруги живописца, Татьяны Георгиевны Леман, Георгий Александрович никогда не считал себя маринистом, но результатом нескольких поездок в Крым, в конце 1980 - начале 1990 годов, была серия замечательных морских пейзажей.
Примерно в это же время художник впервые побывал в Вышнем Волочке, на Академической даче. На несколько десятилетий она стала для Г.А. Лемана подлинным творческим пристанищем, куда он любил приезжать весной и осенью.
Начиная с 1995 года, каждое лето Георгий Александрович проводит на даче в Калужской области, в Тарусе. Для него она стала особенным местом: по-домашнему уютным, родным.
Только здесь он пишет натюрморты с цветами, каждый из которых является отражением мгновений семейной истории. Все изображенные на картинах цветы выращены супругой художника, вместе с которой он счастливо живет вот уже больше 50 лет.
Они поженились в 1964 году, и маленькая, хрупкая Татьяна стала не только музой живописца – а ее портреты он писал неоднократно – но и вдохновителем для всей большой семьи художника. На ее плечи легли бытовые заботы, и именно ее каждодневными усилиями создавались условия для профессиональной реализации мужа.
Самоотверженность и любовь Татьяны Георгиевны, ее вера в супруга и поистине неиссякаемая бодрость стали той опорой, которая так дорога каждому художнику. В браке у них родилось два сына, и сейчас Леманы воспитывают уже второе поколение – пять замечательных внуков.
Судьба определила Георгию Александровичу богатый творческий путь, но состояться как живописцу ему помог не только художественный талант.
Умение замечать и ценить красоту мира, тонко ее чувствовать и запечатлевать на своих полотнах, передавать зрителю ощущение природной гармонии и уважение к русской истории и культуре – качества, благодаря которым Г.А. Леман завоевал признание у поклонников живописи во всем мире.
Его картины находятся не только в российских музеях, но и в зарубежных частных коллекциях. В 2005 году Георгию Александровичу было присвоено высшее в стране почетное звание в области изобразительного искусства – «Народный художник Российской Федерации».