"Прерогатива художника и живописца заключается в искусстве видения: многовидения, провидения, т. е. видения насквозь и предвидения. Одна из миссий живописи состоит в том, чтобы не только смотреть на живой мир, но и уметь его действительно видеть."
Вячеслав Николаевич Забелин родился в Москве в 1935 году. Еще в детстве он увлекся рисованием, стал учеником художественной студии Дома пионеров, где познакомился с Народным художником СССР, академиком К.Ф. Юоном. Эта короткая встреча оказалась судьбоносной для В.Н. Забелина и оказала значительное влияние на его будущий творческий путь. Впоследствии Вячеслав Николаевич фактически стал продолжателем традиций «московской школы живописи» начала ХХ века.
Его художественный стиль принято относить к импрессионизму – в одной из зарубежных частных коллекций полотна мастера размещены в одном ряду с картинами Ренуара и Мане. Но если за рубежом импрессионизм со временем утрачивал естественность переживания, превращаясь в своего рода рецептурное искусство, то в России сохранялась его изначальная чистота – легкость «ощущения», вдохновения. Именно в таком стиле творил В.Н.Забелин. Его «русский импрессионизм» лишен какой бы то ни было искусственности, натужности и рожден от соприкосновения души художника с гармонией окружающего мира.
На протяжении всей жизни Вячеслав Николаевич писал лишь то, что восхищенно любил. Характерной темой его картин стали виды Ростова Великого. Интересно, что поездка, ставшая в итоге определяющей для В.Н. Забелина, по сути, была случайной. Окончив институт, вместе с В.Н. Телиным художник решил посетить Вологду. Заметив в окно поезда высокие купола ростовских храмов, друзья захотели ненадолго задержаться в городе. Так возникла крепкая душевная привязанность В.Н. Забелина к Ростову, длившаяся – ни много ни мало – полжизни.
Вячеслав Николаевич ехал в Ростов на этюды как на праздник. Привыкшие к художникам прохожие с интересом наблюдали за элегантным мужчиной в рубашке и галстуке, в аккуратном дорогом финском костюме. На этюднике у него была закреплена не традиционная картонка, внушительный холст. Практически каждый год художник писал Кремль, а в последнее десятилетие все больше творческого времени посвящал изображению тополиных аллей и старых домиков.
Кажется, что именно Забелину удалось проникнуть в цветную суть города, его душу, постичь духовную взаимосвязь ростовской земли и ее жителей, природы и зодчества.
Работая здесь на протяжении многих лет, художник возродил жанр церковного интерьера, который писал, как природу: точно передавая цвето-тональные камертоны, доверяясь искреннему чувству, никогда не повторяя «краски» в одном сюжете. Хотя картины производят впечатление виртуозно-импровизационных, за каждой из них скрывается пристальное наблюдение, тонкий душевный настрой и стремительное исполнение.
Обратившись к богатой теме древнерусского искусства, В.Н. Забелин сам занял видное место в ряду художников, которые от сердца к сердцу передавали любовь к родной земле и культуре. Он не ограничивался творчеством и в течение многих лет отдавал свободное время коллекционированию старинных икон, мебели, книг, посуды. После его смерти собрание икон было передано музею-заповеднику «Ростовский Кремль». Памяти художника была посвящена не одна выставка, а один из учеников издал монографию с воспоминаниями его друзей и описанием всех полотен. Работы В.Н. Забелина находятся в собраниях многих российских музеев: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.
«Вячеслав Николаевич Забелин представлял собой уникальную личность. Талантливый художник, редкого дара живописец, исключительной эрудиции, с удивительной способностью к преподаванию, он умел сказать самое нужное и ничего лишнего.
Вокруг него всегда было много друзей и товарищей. При внешней лености, во время работы, он был заряжен невероятной энергией и целеустремленностью, в этот момент для него ничего не существовало…»
Из воспоминаний Георгия Александровича Лемана.