"Прерогатива художника и живописца заключается в искусстве видения: многовидения, провидения, т. е. видения насквозь и предвидения. Одна из миссий живописи состоит в том, чтобы не только смотреть на живой мир, но и уметь его действительно видеть."
Искусство далеко не всегда имеет своей прямой темой красоту, но красота косвенно является всегда его великой спутницей. Определение искусств изящными, а по-французски les beaux art указывает на такое его свойство.
Произведения мирового искусства создают праздник глаза, праздник великой фантазии жизни, ее форм и красок. Искусство является также праздником творческого плодородия и изобилия, праздником наглядно выраженной человеческой мысли, суммарного зрительного опыта.
Живопись есть образное воплощение различных периодов человеческого миропонимания у различных народов. Самый факт наличия в искусстве элементов привлекательного, т. е. красоты, доказывается искусством всех стран и времен как в формах народного творчества, так и в искусстве профессионалов.
Красота в искусстве есть показатель неизбежного оптимизма человека, выражение его довольства своей жизнью и его любви к самому бытию.
Человек-художник радуется богатству окружающих его красок жизни, успехам своего труда, сияющему солнцу, цветущим растениям, своим искусством он строит одновременно и общую и собственную жизнь и радуется этому строительству. Он вникает в закономерную связь и смысл всего живого, критически извлекает все лучшее и нужное, образно и стройно выражая все понятое им средствами искусства.
Красота в искусстве есть гармония целого, она является его определяющим началом. Она рождается из чувства меры и пропорции. Она осмысливает архитектонику новой жизни. Красота стоит рядом с мастерством. Она есть торжество завершающего момента.
С понятием о красоте связывается представление об изобилии, пышности, порядке, организованности и чистоте.
Одна из главных миссий живописи — открыть повсюду скрытую красоту и освободить ее от всего чуждого и заслоняющего. Всюду жизнь, значит всюду и радость, значит всюду красота, нас радующая.
Дело художника лишь умножить эту радость через посредство искусства, отыскивать все новые и новые формы красоты средствами живописи, опоэтизировать окружающую обстановку.
Красота и поэзия, красота и художественное чувство — родные сестры. Упомянутый выше случай кризиса красоты был на самом деле кризисом самого искусства. Это лишь доказывает неотъемлемую принадлежность любого элемента красоты к искусству.
В растущем искусстве социализма выражение новой красоты как стиля новой жизни займет подобающее ей место. Новое декоративное выражение ее найдет, без сомнения, масштабы и формы невиданного величия.
Красота есть качество внешнего выражения искусства, в котором заключено его идейное содержание. Красота искусства отличается умением не стареть.
Она — живая для каждого поколения, для каждого умеющего ее видеть. Ее замечательное свойство—на почве новой культуры всегда по-новому рождаться.
Люди сознают красоту жизни преимущественно через искусство. Живопись оформляет осознанное счастье видеть красоту жизни. Она открывает это счастье не за морями и в тридевятом царстве, а здесь же, рядом, всегда и везде кругом.
Чувство прекрасного, сообщаемое искусством, есть величайшая жизнеутверждающая сила. Чувство прекрасного не покидает художника даже тогда, когда он повествует о печальном. В искусстве как лучшем средстве человеческого общения не должно быть места для одиночества и пессимизма, как не должно быть места и пустоте.
В самых разнообразных формах соучаствует красота в искусстве, начиная с простого гармонического подбора тонов и соотношений пропорционального и кончая большим органическим стилем форм, выражающим эпоху.
Готика и Ренессанс, рококо и ампир выразили содержание и красоту своей эпохи, воплотившуюся в величественных формах искусства.
Константин Федорович Юон
1937