Композиция и форма в живописи | Часть 5

Цвет — один из пяти основных элементов живописи

К числу его слагаемых и им охватываемых сторон и наблюдений над природой следует отнести уточняющие и дополняющие отдельные его качества: понятия о колорите, тоне, тембре, нюансе или оттенке и так называемых «валёрах».

Приводимые мною термины, определяющие отдельные качества живописного мастерства, являются совершенно условными. Не имея до сих пор научно разработанного словаря художественной терминологии для общего и единого понимания и пользования, эти термины и определения их значения являются старыми. Ниже я объясняю их значение так, как это мне представляется наиболее правильным.

Колорит понимается как богатство и характер оттенков, введенных в живописное произведение и в его отдельные части, как превалирующий подбор тонов в картине. Последняя может быть выдержана в голубоватом, розоватом или зеленоватом колорите.

Он определяет также насыщение оттенками широких; живописных пятен. Колорит составляет обогащающее живопись качество, насыщающее ее переливами и красочными оттенками. Каждая работа может быть колористически богатой или колористически бедной.

Тон есть переданный живописью сложный результат наблюдений над рядом сторон и качеств предметов или явлений природы, как, например, над материалом, из которого предмет сделан, одновременно с освещающим предмет светом и его окраской в окружающих его условиях пространства. Итоговый результат всех этих наблюдений образует его суммарный тон.

Тон есть изображение в свете и пространстве цвета и материала предмета. Под тоном часто разумеют и ту общую тональность, в которой выдержана картина, т. е. то же самое, что было указано о колорите.

Тембр — тончайшее особое свойство живописи

Тембр есть понятие, определяющее своеобразную уникальность цветовой настройки целого или части живописи. Этот термин со своими прилагательными определяет особую утонченную сторону живописного качества, касающуюся техники красочной гармонии или колорита.

Замечательным тембром живописи отличается, например, известная картина Боттичелли в галерее Уффици (Флоренция) «Примавера» («Весна»), которой патина времени придала еще и свое неповторимое своеобразие и живописное очарование.

Известный берлинский критик Мейер Греве определял черные и серые тени сезанновских натюрмортов не как просто черные и серые, а как кошачье-серые. Этой характеристикой их он говорил о тембре живописи сезанновских натюрмортов. То же можно было бы сказать о черных красках испанского живописца Рибейры.

Нюанс есть утончающий оттенок изображаемого цвета. У французов существуют для каждого оттенка-нюанса специальные и традиционные определения, сравнивающие их со знакомыми цветами, плодами, оперением птиц или с другими явлениями растительного или животного мира.

Валеры — французский традиционный термин, употребляемый при анализе живописных достоинств картины и трудно переводимый. Он обозначает не столько какое-либо качество цвета, сколько качество самой живописи, разумея под последним совокупность всего в ней заложенного: качества цветовых, световых и технически фактурных сторон ее.

Валер определяет живописную ценность, явившуюся в результате тонко воспринятых живописных отношений и чувствований, заложенных в характеристике живописных частей между собой, в объединении целого, образующегося из светотени, красочного и пластического содержания предмета.

Валеры являются формальными показателями тонкостей живописных ощущений.

Важнейшим основным элементом живописи является свет

Сюда включены все представления о светотени, о светлом и темном, о свете как источнике, т. е. о солнце, луне, электричестве, прожекторе, лампе, свече, огне молнии и прочее, и о свете — освещении ими предметного мира. Может быть большой и малый свет, рассеянный и пучковый (например, в картинах Рембрандта).

Характер света может быть: ударный, скользящий, просвечивающий, освещающий, мерцающий, рефлекторный, сияющий, сверкающий, прямой, встречный, белый, окрашенный, сильный или слабый и в других бесчисленных качествах и состояниях.

Свет малый, сумеречный, ночной, свет-настроение и т. п. является также предметом изучения в живописи.

В отношении культуры света и цвета неизменным патроном живописи является солнце, дающее в конечном счете все живописные радости. Светотень в соединении с пронизывающей их спектральной гаммой красок составляет прерогативу европейской живописной культуры.

Все живописные манипуляции построены преимущественно на светотени; все ее живописные закономерности, даже и в области цветовых исканий, не мыслятся вне условий света. Этим она отличается от живописи Востока, ограничившей себя лишь условной цветописью, безотносительно к источнику освещения.

Материал

Различие материалов и различные физические и химические состояния и качества материала живописец наблюдает во всем видимом предметном мире.

Больший или меньший акцент живописца на осязательной предметности, большее или меньшее внимание, уделенное весу, плотности и характеру образующего предмет вещества, т. е. к его материалу за счет интереса к передаче освещающего предметы света и окружающего их воздуха, определяет характер самой живописи, живописной культуры самого мастера.

Материалы с их свойствами, как, например, вода, стекло, жесткий и тяжелый камень, блестящий шелк, пористое дерево, сверкающее золото, человеческое тело, рыхлая губка, эфир, воздух, облако, холодный полированный мрамор и т. п., могут быть с одинаковой успешностью предметом живописного воспроизведения.

Чем больше чувствительность живописцев к различию материальной сущности предметов и явлений и к особым качественным потенциям передаваемых материалов, тем более повышается живописная ценность и правда произведения.

Такое же чутье к материальной среде и материальным потенциям живописец испытывает в отношении своих технических материалов. Прежде всего в отношении химических и физических свойств красок и связующих их веществ, кистей, сортов бумаги и холстов и всяких других орудий своей работы.

Между техническими материалами и материалами природными происходит своеобразная перекличка. Материалы способны лучше или хуже передавать интересующие предметы. Кисть живописца подражает природным явлениям.

Пространство в живописи играет такую же связующую роль, как и свет

Единство пространства и атмосферной среды, как и единство света, являются главными, объединяющими и связующими факторами в живописи. Можно написать самую пеструю ярмарочную сценку очень гармонично и живописно, пользуясь условиями, объединяющими и гармонизующими все пестрые краски, т. е. пользуясь пространством и светом.

Под передачей пространства надо понимать не только масштабные и перспективные изменения предметов в нем и не только его кубатуру и квадратуру, но и самое состояние воздушной среды, окружающей предметы; эта среда имеет решающее живописное значение при передаче расстояний между предметами, между первым, вторым и далекими планами картины.

Предметы в условиях атмосферной среды, будучи ею постепенно поглощаемы по мере удаления их в глубь пространства, и в различных условиях освещения составляют то главное, что приходится наблюдать живописцу для приведения в связь отдельных, разрозненных частей картины, т. е. для получения гармонического живописного целого. Однако обилие различных условий света и пространства не поддается никакому учету и предопределению. Живописный опыт — единственный и самый верный путь к освоению их законов.

Краской и светотенью лепить форму, ни на минуту не сходя с почвы работы над формой, — в этом заключается вернейший путь живописца. Наиболее четкая культура формы проводилась всеми старыми мастерами, особенно начиная с эпохи Возрождения.

До Возрождения живопись, будучи относительно более скованной, походила скорее на раскраску, чем на живопись в современном понимании слова. Но и тогда в работе красками строго придерживались намеченного заранее на полотне или на доске точного рисунка, не позволяя никаких отклонений от него.

Начиная же с Возрождения, работа над формой кистью и краской получила то назначение, которое до сих пор остается в силе.

Обработка формы требует ее систематического совершенствования от начального момента работы вплоть до того момента, когда выражение совокупности всех живописных наблюдений будет исчерпано.

К. Ф. Юон




На главную    Статьи    О художнике    Каталог картин   

Перейти к началу страницы